В Татарстане начинает работу электронная система торгов
27 апреля 2004 года

Справка: В прошлом году в Татарстане было заключено более 3,6 тыс. государственных контрактов на общую сумму 19 млрд руб. (на 2 млрд руб. больше, чем в 2002 году). При этом ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ» в ходе организации конкурсов по госзакупкам добилось экономии бюджетных средств на сумму 1,3 млрд руб (13% от объема госзаказа). В этом году агентство прогнозирует оставить объем госзаказа на прошлогоднем уровне при достижении 15-20% экономии бюджетных ресурсов.

Осенью 2003 года ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ» провело закрытый тендер по выбору разработчика электронной системы государственных и муниципальных закупок Татарстана «Госзаказ». Победителем тендера была объявлена московская компания НОРБИТ. По словам гендиректора агентства по госзаказу Якова Геллера, компания получила преимущество благодаря уже имеющемуся опыту создания в 2001 году первого в стране проекта по внедрению системы электронных закупок для Новосибирской области. Контракт стоимостью 700 тыс. руб. (средства по распоряжению правительства выделил бюджет республики) был завершен в начале апреля 2004 года, тогда же были проведены первые два учебных аукциона, которые подтвердили работоспособность системы. Сейчас специалисты агентства совместно с разработчиком завершают отладку всех деталей работы электронной торговой площадки, а в мае планируется запустить систему «Госзаказ» в эксплуатацию.
По словам Якова Геллера, на первом этапе в системе электронных закупок будут принимать участие госзаказчики с объемами контрактов, не превышающими 250 тыс. руб., то есть соответствующими внеконкурсному способу закупок методом котировки цен. Жесткие ограничения объясняются особенностями действующего по госзаказу федерального законодательства, запрещающего проведение электронных торгов по госзакупкам сверх этой суммы, пояснили в агентстве. Но электронная площадка «Госзаказ» открыта для всех предприятий, не обязательно являющихся участниками системы госзаказа. По словам Якова Геллера, предложения агентства воспользоваться возможностями новой торговой площадкой уже заинтересовали некоторые крупные предприятия республики (в их числе он назвал КамАЗ и Казанский вертолетный завод), а также средние и мелкие предприятия.
Яков Геллер сообщил, что в этом году агентство планирует провести через систему электронных торгов госзакупки на сумму не менее 1 млрд руб. и добиться в ходе торгов экономии бюджетных средств в 20%. Как полагают заказчики системы, в перспективе через торговую площадку агентства будет осуществляться не менее 50% от объема всего годового госзаказа Татарстана.
Как пояснил „Ъ“ заместитель гендиректора агентства по госзаказу Рафаиль Багаутдинов, суть проекта состоит в том, чтобы обеспечить проведение конкурсов в режиме реального времени. По его словам, это дает большие удобства участникам, которые могут, не выходя из своего офиса, отправить заявку на конкурс и играть на понижение. «В ходе торгов исключается возможность подтасовки документов и сговора между участниками, поскольку никто из них не знает, кто войдет в систему со своей заявкой», — отметил Рафаиль Багаутдинов.
Участники рынка пока воздерживаются от оценок возможностей новой торговой площадки агентства. По мнению заместителя генерального директора ОАО «Современные интернет-технологии» (компания является разработчиком первой и пока единственной действующей в республике электронной торговой площадки) Яны Стояновой, агентству, возможно, удастся добиться оперативности и прозрачности торгов в ходе госзакупок. О реальных возможностях системы по обеспечению торгов с привлечением широкого круга участников можно будет судить только через какое-то время после ее запуска, сказал она, добавив, что «не всегда ожидания разработчиков оправдываются». В основном трудность заключается в привлечении к участию в электронных торгах в качестве покупателей крупных предприятий, у каждого из которых имеются свои наработанные связи среди поставщиков. В качестве примера она привела работу электронной торговой площадки предприятий РТ. С февраля 2004 года, когда она начала функционировать, в ней зарегистрировано 150 пользователей из числа в основном предприятий среднего и малого бизнеса, которыми выставлено заявок на 30 тыс. позиций.
ТАТЬЯНА КОРНЕЕВА, "Коммерсантъ-Волга-Урал"